В Барселоне, столице Каталонии, есть здание, которое с незначительными перерывами возводят уже больше сотни лет. Но все когда-нибудь кончается. Заложенный в восемьдесят втором году девятнадцатого века грандиозный Искупительный храм Святого Семейства постепенно приобретает вид завершенного творения. Такого, каким его задумал один из величайших архитекторов прошлого века Антонио Гауди.
Описание
Заказ на завершение строительства Гауди получил, когда ему едва исполнился тридцать один год. Начинал строить сооружение совершенно другой архитектор. На счету Гауди тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. Заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.
Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстрактны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он использовал целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.
Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия представляют собой железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину два десятка метров, а в высоту достигают семи десятков метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.
Оформление храма
Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются двенадцать башен, по числу апостолов. Еще шесть башен должны быть возведены над центральным нефом: четыре в честь евангелистов, одна — посвященная Богородице, и самая высокая – Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов.
Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения, характерные для Палестины и Каталонии, а между башнями высится рождественское дерево.
Противоположный фасад Страстей Господних, построенный уже в наше время по проекту современного архитектора, барселонцы недолюбливают. На месте жилого квартала на улице Майорка будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия – фасад Воскресения Христова. То, что собор Саграда Фамилия достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы возводились столетиями.
Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на семьдесят процентов, предполагается, что полностью храм будет достроен к двадцать шестому году.Седьмого ноября десятого года года папа римский Бенедикт Шестнадцатый в рамках визита в Испанию провел обряд освящения храма Саграда Фамилия.
Интерьер храма
Интерьер храма – воплощение фантазии его архитектора. Гауди создал внутреннее пространство высотой в сорок пять метров. Для создания пространства такой высоты мастер решил использовать колонны. Их толщина напрямую зависела от нагрузки, которую каждая конструкция должна была выдержать. Самые тонкие имеют диаметр в один метр, самые массивные – две метра десять сантиметров. Для колон использовались различные материалы: песчаник, порфир, гранит и базальт. Наверху колонны обхвачены балконом необычной формы.
Архитектор планировал, что церковь сможет вместить четырнадцать тысяч прихожан и хор, в котором будет больше двенадцати сотен участников.
Отдельного внимания заслуживает свет. Он мягко струится через витражи, отражается от медальонов, украшающих колонны, что создает прекрасную и светлую атмосферу.
Как и прочие храмы, этот имеет алтарь. Учитывая необычность постройки, парящий алтарь вписывается в обстановку. Само сооружение выполнено уже современными мастерами, однако, Гауди выполнял подобную работу в двух других храмах.
Работы по завершению как внутренней, так и внешней части проекта все еще ведутся.
Где находится
Храм является гордостью и символом Барселоны и находится на ее территории.
Как добраться
Так как строение находится в черте города, до него можно добраться на любом общественном транспорте или такси.