Многие авиакомпании по тем или иным причинам вынуждены задерживать или же вовсе отменять рейсы. Это довольно-таки штатная ситуация, которая происходит не так редко, как хотелось бы. Однако поводов для серьезного беспокойства нет. Пассажиры должны понимать, что существует компенсация за задержку рейса. Речь идет не о таких бонусах, как горячее питание, напитки или звонок по телефону. Компенсация авиакомпании за задержку рейса подразумевает денежные выплаты. В этом вопросе стоит разобраться подробнее.
Как получить компенсацию за задержку рейса
Все пассажиры могут рассчитывать на получение компенсации за задержку рейса. Однако не всегда авиакомпания обязана осуществлять денежные выплаты. В первую очередь стоит понять, виновата ли компания в создавшейся проблемной ситуации?
Авиакомпания является виновной в задержании рейса при нижеуказанных обстоятельствах:
- при некорректном составлении расписания перелетов;
- при неподготовленности экипажа самолета к вылету;
- при овербукинге. Данная ситуация возникает, когда компания выпускает и продает такое количество билетов, которое превышает количество посадочных мест в салоне самолета. Это совершается преднамеренно, чтобы компания не потеряла прибыль. Дело в том, что по данным статистики 5% пассажиров не являются к назначенному времени отправки самолета;
- при отмене рейса из-за невыгодности перелета (зачастую это касается чартерных перевозок);
- в иных обстоятельствах, когда представители авиакомпании не могут предоставить факты, доказывающие их невиновность.
Однако не всегда рейсы задерживаются по вине авиакомпаний. Задержка может произойти по причине плохих метеорологических (погодных) условий. Неблагоприятные природные факторы могут ставить под угрозу жизнь и здоровье всего экипажа и пассажиров.
Авиакомпания также не несет ответственности при:
- непреодолимых форс-мажорных ситуациях;
- технических нарушениях в самолете;
- забастовки сотрудников, членов экипажа;
- требований, поступивших от уполномоченных органов.
При таких обстоятельствах компенсации пассажирам за задержку рейса не выплачиваются.
В случае кратковременных задержек материальные выплаты также не предусмотрены. Нужно ориентироваться на конкретные обстоятельства и время:
- при задержке рейса на час компенсация не выплачивается. Тем не менее клиент авиакомпании имеет право совершить один бесплатный звонок. При желании можно отправить сообщение по электронному адресу. Важно поинтересоваться у рабочего персонала о причине задержки или позвонить на горячую линию;
- при задержке рейса на 2 часа компенсация также не предусмотрена. В данном случае пассажиры вправе получить холодные закуски и напитки. Для родителей, путешествующих с детьми, возраст которых не превышает семи лет, нужно предоставить доступ к детской комнате, в которой мать и ребенок смогут отдохнуть. Воспользоваться средствами для связи тоже можно;
- при задержке рейса на 3 часа компенсация выражается в форме предложения перебронировать билеты. Также предоставляются напитки и закуски;
- при задержке рейса на 4 часа компенсация подразумевает бесплатное обслуживание на территории аэропорта, право на осуществление пары звонков или на отправку электронного сообщения. Родителям с детьми предоставляется доступ к комнате для детей и матерей;
- при задержке рейса более 3 часов компенсация может быть выражена в следующем: предложение о возмещении стоимости авиабилета в течение недели, предоставление номера в гостинице (ночью), предоставление трансфера (днем, по истечении 8 часов), возмещение убытков, понесенных в результате покупки самых необходимых вещей. В данном случае нужно предоставить чеки.
Компания по возможности должна заблаговременно оповещать пассажиров о том, что рейс задерживается. В таком случае все граждане, имеющие билеты, могут либо отправиться к пункту назначения другим рейсом, либо вовсе отказаться от перелета. Если при отмене или задержке рейса запланированная пересадка находится под угрозой срыва, авиакомпания должна осуществить денежную выплату.
Если взлет самолета задержан по вине авиакомпании, то пассажиры вправе требовать компенсационных выплат. Возникает вопрос: «Как получить компенсацию за задержку рейса самолета?» В первую очередь нужно составить претензию. Важно учитывать, что заявления по рейсам, осуществляемым внутри страны (по России), рассматриваются в соответствии с действующими в стране законами. Заявления по международным рейсам составляются по законам той страны, где расположен аэропорт отбытия. Такое заявление может быть составлено по месту регистрации авиакомпании.
В России нужно проставить штамп на посадочном талоне или на маршрутной квитанции о задержке рейса. Это реально осуществить, если обратиться к обслуживающему персоналу авиакомпании или подойти к информационной стойке в аэропорте. К претензии следует приложить все требуемые документы.
Письменная жалоба может быть составлена в свободной форме. В ней должны указываться все нюансы возникшей проблемной ситуации, допущенные нарушения перевозчиком, а также требования самого заявителя. Копию жалобы и подтверждения отправки нужно сохранить (на случай решения дела в судебном порядке).
Важно соблюдать сроки обращения. Жалоба должна быть составлена не позднее полугода с момента задержки рейса. Если дело касается международных рейсов, то в таком случае жалоба может быть составлена не позднее двух лет со дня задержки.
Размер компенсации за задержку рейса
Зачастую лица, часто совершающие авиаперелеты, интересуются, можно ли получить компенсацию за задержку рейса в денежной форме? Да, это возможно. Здесь важно обозначить один момент: сумма компенсации и порядок ее выплаты в РФ и в европейских странах различны.
Законы, регулирующие авиаперелеты в РФ, предусматривают, что компенсация за задержку рейса в России ведущими (Уральские авиалинии, S7, Аэрофлот) и иными компаниями составляет:
- 25% от установленного МРОТ (за час задержания). Выплата не должна превышать 50% стоимости билета;
- 3% стоимости билета за час задержания отправки самолета (такова моральная компенсация за задержку рейса);
- при задержке чартерного рейса компенсация в РФ составляет 25% за каждый час от установленного МРОТ.
Компенсация за задержку рейса в Европе регулируется более строгими законами. Компенсация в случае задержки рейса будет осуществлена, если рейс осуществлялся из РФ в страны европейского союза или же на рейс российской или европейской компании из стран Евросоюза на российскую территорию.
При задержке международного рейса компенсация зависит от времени и запланированного расстояния перелета. Если рейс в зоне ЕС задержали на время, превышающее 3 часа, то пассажир может получить выплату в размере:
- 250 € при расстоянии не более 1 500 километров;
- 400 € при расстоянии, превышающем 1 500 километров.
При задержке рейсов между аэропортами европейских и неевропейских государств, при расстоянии перелета от 3 500 километров, клиент авиакомпании может претендовать на компенсацию в сумме:
- 300 € (до 4 часов);
- от 600 € (4-12 часов).
При задержке чартерных рейсов (превышающей 3 часа) авиакомпании стран европейского союза должны выплатить компенсацию в сумме от 290 до 590 €.
Какие документы необходимы
Чтобы клиенты компании смогли получить компенсацию за задержку рейса, Россия в лице уполномоченных органов устанавливает определенный перечень документов, которые нужно приложить к заявлению в адрес авиакомпании. К таким документам относятся:
- копии билетов с содержащейся в них отметкой о задержке;
- чеки, служащие доказательством понесенных расходов (оплата номера гостиницы, транспорт, питание в ресторанах и т.д.);
- подтверждение иных убытков, а также морального ущерба.
Куда обращаться для возмещения ущерба
Намереваясь получить возмещения ущерба, пассажир может написать жалобу представителям авиакомпании, находясь непосредственно в аэропорте. Помимо этого, можно направить жалобу по официальному адресу авиакомпании заказным письмом.
Сроки возмещения
Авиакомпания России должна вынести решение о выплате не позднее 30 дней со дня получения претензии (в соответствии со ст. 128, пунктом 1 ВК РФ).
Однако законом не устанавливаются точные сроки возмещения ущерба пассажирам. По этой причине каждая компания может устанавливать свои сроки. Как показывает практика, такие сроки не превышают 2 месяцев. В редких случаях пассажир может получить компенсационные выплаты в течение полугода.
В Европе сумма компенсации должна быть перечислена пассажиру не позднее 7 дней (в соответствии с Регламентом 261/2004).
Обращение в суд
Если после получения авиакомпанией досудебной жалобы прошло 30 дней, и представители компании отказались удовлетворять требования заявителя, пассажир, чьи интересы были нарушены, может написать иск в суд. Иск может быть предъявлен:
- по юридическому адресу офиса, представительства или филиала компании;
- по месту составления договора (в том числе и по месту его исполнения);
- по месту жительства либо фактического пребывания истца.
К исковому заявлению нужно приложить документы, которые были ранее приложены к досудебной жалобе (копии приобретенных билетов, чеки, подтверждающие убытки и т.д.), а также копии самой досудебной претензии и ответного письма авиакомпании, задержавшей рейс.
Чтобы гарантированно получить компенсацию, нужно убедительно изложить юридические основания, подтверждающие нарушение авиакомпанией их обязанностей, а также нарушение прав и интересов пассажира. Помимо этого, нужно обозначить разумные размеры ожидаемой компенсации.
Важно учитывать, что иск может быть предъявлен в течение 3 лет с момента задержки рейса. Также нужно ориентироваться на то, что дело должно решаться в суде в случае, если не удалось решить проблему в досудебном порядке.