Московский Кремль – древнее и красивое сооружение. О нем слышал каждый гость столицы. Одной из его значимых частей является Верхоспасский собор. Он посвящен Иоанну Белогорскому.
Эту церковь использовали как домовую много поколений монархов. Ее много раз переименовывали, один раз переосвятили в честь Иоанна Предтечи.
История собора
Исторический путь собора начинается в тридцать пятом году семнадцатого века. Он был построен как домовой храм монархов. Четверик храма построили над Царицыной палатой, позже, в шестьдесят третьем году, над ней была пристроена трапезная, принадлежащая собору. С ней собор и палата стали одним целым пространством.
В двадцать седьмом году семнадцатого века возвели домовую церковь для женских особ царского рода. Ее было решено расположить на втором ярусе Теремного дворца, напротив Золотой палаты. Церковь освятили в честь Екатерины.
В конце семнадцатого века, в начале восьмидесятых годов, изменения настигли практически все домовые храмы. Так, Придел Иоанна Предтечи был дополнен храмом Воздвижения Креста Господня. Его расположили непосредственно над первым. Для того, что бы храм был не крошечным, пришлось застраивать промежуток, который был между двумя соседскими храмами.
Перестройкой заведовал Осип Слывущий, известный мастер своего дела. Он решил возвести единый комплекс, поэтому возвел под одну крышу Вознесенскую и Воздвиженскую церкви. Над комплексом возвышалось одиннадцать золоченых глав. Их украсил своими работами старец Ипполит, который жил в Ново-Иерусалимском монастыре. В настоящее время клемма в главах пустуют, однако, раньше они были украшены фигурками святых. Последние располагались на медных листах. Восточный фасад храма объединяет все сооружения при помощи галереи. Сооружение последней стало возможно благодаря возведению арки, которая опирается на два пилона.
Ближе к середине девятнадцатого века, в сороковых годах, была новая масштабная перестройка. Тогда строили Большой Кремлевский дворец. Благодаря этой стройке, Верхоспаский собор практически встроили в новое сооружение. После этих масштабных работ было проведено несколько реставраций в двадцатом веке, благодаря которым облик собора приблизился к своему изначальному внешнему виду. Самым большим изменениям подвергся северный фасад, он и был наиболее близок к первоначальному своему виду.
В храме до сих пор сохранены оригинальные интерьеры, которые впечатляют своей красотой и уникальностью. Многие элементы отлично сохранились, несмотря на многочисленные перестройки. Например, иконостасы, которые были завезены в собор во второй половине семнадцатого века, иконы, возраст которых насчитывает не одну сотню лет. Сохранились и оригинальные хоры, украшенные интереснейшей резьбой.
Сама история сооружения домовых церквей очень интересна. Великие правители не могли посещать обычные места для молитв. Это было как минимум, небезопасно, как максимум, неудобно. Кроме того, титулованные особы привлекали слишком много внимания, чем, несомненно, срывали бы службу. Из сложившейся ситуации был найден простой выход: организовывать места молитв там, где такое лицо живет.
К семнадцатому веку Кремлевский ансамбль насчитывал несколько домовых церквей. Для того, что бы дворцовый ансамбль смотрела более цельно, было решено объединить все церкви в одну. Для этой сложной задачи был нанят мастер своего дела Осип Дмитриевич Старцев.
К восемьдесят второму году семнадцатого века он с успехом завершил свою работу. Итого послужило выравнивание всех религиозных сооружений одним карнизом. Кроме того, было решено сделать общей кровлю. Покрытие последней сделали медным. Именно тогда храмовый комплекс стал иметь вид, который можно наблюдать и сейчас.
Архитектура
Само по себе сооружение является частью Кремлевского комплекса. На самом деле, данный собор – это всего одна из многих дворовых церквей для царских особ.
Все вместе, объединенные позволили создать целых одиннадцать глав, каждая из которых покрыта тонким слоем золота и переливается на солнце. Все главы можно увидеть со стороны Дворцовой площади.
Первый этаж содержит церковь святой Екатерины, к ней сверху пристроена церковь Воскресения Слывущего. Они образуют пять глав. Верхоспаскому собору и Церкви Распятия Христа принадлежат оставшиеся главы, в том числе и самая большая.
Сейчас в храме не проводятся службы. Кроме того, просто так зайти в нее нельзя. Это связанно с ее положением – церковь является частью резиденции главы государства.
В настоящее время в храме сохранилось немалое количество различных элементов интерьера и декора, которые были сооружены еще в семнадцатом веке. Например, иконостасы из дерева.
Особой ценностью обладают иконы, которые выполнены в интересном стиле – частичной аппликации. Одежды на таких иконах состоят из тканей, в то время как руки и лица нарисованы красками. Множество икон было выполнено Зубовым Федором Евтихиевичем. В соборе так же сохранились и печи, которые были восстановлены в девятнадцатом веке.
В двадцатом веке было решено восстановить настенную роспись, для этого стали вскрывать фасад. Они была выполнена в шестидесятых годах семнадцатого века Ушаковым Симоном Федоровичем.
На сегодняшний день Верхоспасский собор олицетворяет собой московское зодчество предыдущих веков и выглядит, как ему и полагается: нарядно и торжественно.
Где находится Верхоспасский собор
Верхоспасский собор входит в состав архитектурного ансамбля московского Кремля. Находится в самом сердце столицы России. Купола Верхоспасского собора хорошо видно с Дворцовой площади.
Для того, что бы добраться до собора, можно воспользоваться общественным транспортом. Например, метро или туристическим автобусом. Стоит помнить, что свободный доступ к ансамблю Московского Кремля закрыт, придется покупать билеты.